Собака и ребенок
Автор: Ольга Кажарская
Когда семья с ребенком может брать собаку? Как научить ребенка обращаться с собакой? Что делать, чтобы избежать проблем?
Тот факт, что отношения ребенка и собаки не возникают автоматически, известен немногим. Наоборот, широко распространено мнение, что дети прекрасно ладят с собаками, а собаки оказывают на ребенка хорошее воздействие.
Это утверждение, к сожалению, распространяется далеко не на все контакты собак с детьми. Поэтому гармоничные отношения собаки и ребенка родители должны строить целенаправленно.
Отношения детей и собак складываются в первую очередь не через тренировки, когда ребенка учат тренировать собаку и следят за тем, чтобы собака его слушалась. Самое главное – научить ребенка понимать собаку и создать между ними хороший социальный контакт.
Дети до 12 лет
Дети до 10 – 12 лет, как правило, не способны сами координировать свое взаимодействие с собакой. Их поведение нередко прямо противоположно тому, которое собаки назвали бы вежливым. Дети очень подвижны, создают много шума, бегают, играют, их настроение может неожиданно меняться. Пока у них не развились навыки социального общения, они могут случайно причинить собаке боль или вызывать у нее другие неприятные ощущения. Дети не знают, что собаки не любят, когда их обнимают, прижимают к себе, трогают за лапы, тянут за хвост, уши и лапы, залезают им на спину, отбирают пищу или игрушки собаки, мешают спать и т.д. Конечно, собака должна быть приучена к манерам людей. Тем не менее, лучше избегать действий, которые были бы ей неприятны.
По статистике, полученной исследователями Университета Линкольна (Великобритания), 86% укусов происходят по вине ребенка. Маленькие дети до 12 лет не понимают сигналов собаки и неверно интерпретируют их мимические выражения. Согласно проведенным исследованиям, дети принимают агрессивное выражение собаки за улыбку. Кроме того, они не способны понять сигналы примирения собаки, которыми она просит ребенка удалиться. Получается, что ребенок сам навязывает игру собаке, старающейся избежать с ним контакт.
Одна из таких ситуаций описана в книге «Стресс у собак» немецких кинологов К.ф.Райнхардт и М. Нагель. На площадке дети играли с собакой так долго, пока она не устала. Но, несмотря на многократные попытки собаки удалиться от играющих, они все время насильно вытаскивали ее на площадку, чтобы продолжить игру. Некоторое время собака терпела, пока не взволновалась настолько, что поранила в лицо одну из девочек.
В данном случае хозяева настолько любили свою собаку, что пригласили эксперта по поведению собак и выяснили причину внезапной агрессии. Тяжело думать о том, что в большинстве случаев за подобные ошибки детей (или, точнее сказать, беспечных взрослых) платят сами собаки. Тысячи из них были избиты или лишены жизни только за то, что ни дети, ни взрослые не поняли их сигналов предупреждения.
Поэтому родители, которые утверждают, что их собака никогда не причинит ребенку зла, и прекращают следить за тем, как ребенок ведет себя по отношению к собаке, подвергают его риску.
Выбор собаки
Лучше всего к ребенку отнесется уравновешенная, спокойная собака, у которой уже до появления ребенка был налажен хороший контакт, основанный на доверии со всеми членами семьи; собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни, в том числе и появление ребенка.
Если в семье с собакой в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить свое состояние.
Если до рождения ребенка в семье не было собаки, лучше завести ее, когда ребенок уже не нуждается в постоянной заботе, а у родителей появилось достаточно времени строить контакт с собакой и обучать этому контакту своего ребенка.
Для многих собак дети до пяти лет являются источником стресса. Поэтому для семьи с ребенком лучше всего подходят собаки со стабильной психикой. Более восприимчивые собаки (пугливые, больные и старые животные, животные с покалеченной психикой), возможно, будут страдать от вынужденного контакта с маленьким ребенком.
Не у всех собак есть опыт общения с детьми. Такие собаки нередко сами боятся детей и стремятся держаться от них на почтенном расстоянии. Они избегают контакта с ребенком и показывают сигналы примирения при его приближении. Это не значит, что между ними произойдет конфликт: если родители увидят эти сигналы и будут учитывать отношение собаки к ребенку, они смогут помочь им стать друзьями, когда ребенок подрастет.
Многие считают, что маленькие собаки подходят для семьи с ребенком лучше, чем большие. Однако это предрассудок: при неправильном обращении и неподходящем характере, маленькие собаки могут быть такими же непригодными для содержания в семье с ребенком, как и большие. Маленькие собаки не могут служить игрушкой для ребенка, так как их поведение является типично собачьим, несмотря на размеры. Особо маленькие собаки могут страдать от присутствия ребенка, так как они особенно хрупкие и уязвимые.
В семью с ребенком опасно брать собак с психикой, травмированной в результате специальной дрессировки!
Известно немало случаев, когда на ребенка нападала собака, прошедшая курс дрессировки на охрану или участвовала в боях. Такая дрессировка состоит из упражнений, травмирующих собаку. Со временем она превращается в комок нервов, и нередко набрасываются без предупреждения даже при воздействии самых незначительных раздражителей (например, спокойного изменения положения тела члена семьи или при попытке погладить по голове). Статистика подтверждает, что такие собаки исключительно опасны для всех людей, не говоря уже о детях! Если же вы все-таки решили взять такую собаку, ее надо протестировать на наличие всех ступеней предупреждения. (см. статью «Уберите собаку»)